«Мцыри». Видеофильм
1. Аннотация проекта.
Тверская область, обладая уникальной культурной самобытностью, внесла значительный вклад в бесценную сокровищницу российской культуры. Это важная миссия, потому что духовное единство народов нашей области и всей страны также необходимо для укрепления и развития государства, как политическая и экономическая стабильность. Одной из главных задач региональной политики в сфере культуры по-прежнему остается стремление к тому, чтобы наша область закрепила за собой статус всероссийского центра культурной жизни.
Согласно Указу Президента Д.А. Медведева № 674 от 24 мая 2011 года с целью разработки и утверждения плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова Правительством РФ образован организационный комитет. При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и бизнес-структурам рекомендовано принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных вышеуказанной юбилейной дате, рекомендательно, с использованием мультимедийных технологий.
«РНКЦ» занимается разработкой мультимедийного продукта на основе поэмы «Мцыри» с целью популяризации русского языка и культуры, а также эффективного внедрения инновационных методик с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в области просвещения, образования (в формате межпредметных связей: русского языка и литературы, музыки, истории, живописи).
Необходимость использования компьютерных технологий в гуманитарных циклах как в ВУЗах, так и школах на занятиях по русскому языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству продиктована социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности обучения; в-третьих, компьютер значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь обучаемых в учебный процесс.
Разработка видео-проекта поэмы «Мцыри» с применением мультимедийных технологий включает: разработку сценария, постановочную режиссуру, подбор слайдов, иллюстративного материала, фотографий, картин; съемку и подбор аудио- и видео- сопровождений, подбор исторического материала; музыкального ряда на основе классических произведений и неоклассики; разработку 2D и 3D-анимации.
Видеофильм «Мцыри», как художественный и образовательный продукт мультимедийных технологий, будет одним из первых инновационных мультимедийных пособий, который займет определенную нишу и получит распространение как в России (школы, ВУЗы, «Лермонтовские школы воспитания красотой»), так и за рубежом (в посольствах, Русских культурных центрах, русскоязычных диаспорах), поддерживающих и понимающих уникальность русского языка, как языка межнационального общения, и русской культуры в целом.
Цели и задачи видеофильма «Мцыри».
1 Основная цель проекта - популяризация русского языка, русской культуры, истории для адекватной самооценки нации через инновационные мультимедийные технологии.
Творческий подход к разработке программ (в том числе, гуманитарного цикла), обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы реализации межпредметных связей (живописи, музыки, истории), интегрированного изучения русского языка и литературы в общеобразовательных школах, ВУЗах, факультетах русского языка как иностранного, популяризации русского языка и культуры в посольствах, русскоязычных диаспорах.
2 Задачи проекта.
2.1 Воспитание русским языком.
Поэма «Мцыри» - один из гениальных гимнов русскому языку.
Погружаясь чувствами в пластику языка, в систему построения речи, в музыкальные возможности слова, в таинство языковых ценностей, мы становимся потомками своего народа, носителями народной языковой культуры, хранителями духовного и умственного жизненного багажа, набранного народом за времена его истории.
Русский язык – один из самых богатых языков мира. Может быть, самый сложный.
Богатство русского языка, сложная и гибкая возможность его использования, его духовная глубина передаются поколениям в дар от предков – как сила интеллекта и масштаб самосознания. Русский язык формирует мощный, стройный и гибкий интеллект. Поэтому народ наш – один из умнейших в мире, создатель одной из великих культур на планете. По оценке иностранцев, русский народ обладает космическим сознанием. И эта уникальность уже в детской и юношеской душе формируется мощью национального языка. Важнейший путь возвращениянарода в большую культуру – это воспитание русским языком.
2.2 Усиление мотивации в школьном и вузовском образовании.
Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».
Использование современных компьютерных систем, как средства обучения, содействует эмоциональному повышению мотивации обучения, эффективному формированию качественных знаний, умений и навыков воспитанников и учащихся посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучаемых форме.
2.3 Просветительская задача: ознакомление с миром Лермонтова-живописца, произведениями других художников.
Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Он рисовал и писал маслом картины и, если бы посвятил себя живописи, – без сомнения, мог стать выдающимся художником. Его художественные работы, дошедшие до наших дней, дают нам возможность в полной мере оценить его художественное наследие. Изобразительное творчество Лермонтова нельзя рассматривать отдельно от литературного — они сплавлены в единое целое гением великого поэта.
Великое наследие Лермонтова стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века. Значительный след в книжной иллюстрации XIX века оставили работы М.А. Зичи, И.Е. Репина, Л.О. Пастернака, И.И. Шишкина и других. До сих пор остаются непревзойденными по остроте психологической характеристики действующих лиц и глубокому драматизму образов иллюстрации М.А. Врубеля.
Пейзажи Лермонтова - художника оказываются необычайно близки к его поэтическим описаниям. Места, запечатленные им на картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты", воспеты им в поэме "Мцыри", действие которой происходит "...там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...".
На большинстве грузинских картин и рисунков Лермонтова видны караульные башни или старинные крепости. Поэт верно уловил эту особенность грузинского пейзажа, от которого неотъемлемы эти безмолвные свидетели былых сражений грузинского народа против иноземных захватчиков. Эти картины и рисунки,казалось бы, специально написаны рукою мастера как иллюстративный материал к видео-проекту «Мцыри».
В картинах "Перестрелка в горах Дагестана", "Башня в Сиони", "Крестовая гора", "Вид Тифлиса", "Вид Пятигорска" и множестве других картин, рисунков, акварелей, использованных в видеопроекте «Мцыри», Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни, изнуряющие бои былых сражений, серебряные цепи снеговых вершин Казбека и Эльбруса, величие древних городов Кавказа. В качестве видеоряда используются не только работы иллюстраторов «Мцыри» (дореволюционных, советских, современных), а также картины других великих художников, в частности И. Репина, И. Шишкина, М. Врубеля, М. Зичи, И. Глазунова, И. Айвазовского, великого Мариниста, создавшего целую галерею работ, посвященных Кавказу. Это богатство, с которым мы обязаны знакомить мир, наших детей и нашу молодежь.
2.4 Ознакомление с музыкальными произведениями. Тема сопряжения поэмы М. Ю. Лермонтова с музыкой.
Для музыкального ряда будет подбираться разноплановая по звучанию музыка: фортепианные композиции, классические произведения, вокализы, хоралы, оратории, компоненты из «Реквиема» Моцарта,вокальные композиции, лирические мелодии; музыка Кэйко Мацуи, находящаяся на стыке между классикой, нью-эйджем и фьюжном, так как видеопоследовательность, лишённая музыкального сопровождения (саундтрека), будет восприниматься как нечто неполноценное и незавершенное.